Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Странница, 61 - 29 июля 2011 18:34

Все
Буддизм - это путь буддиста. И есть путь Будды. И это два разных пути.

Путь Будды - это когда какое-то сознание, какой-то человек - ну, или другими словами "путь Бодхисаттвы" - это когда какой-то человек все делает так, чтобы стать в конечном итоге Буддой. Быть таким мудрым, быть таким сильным, быть таким любящим. Быть таким самостоятельным, - никто Будде не говорил, что нужно делать. То есть все свои возможности, как вот этого "шарика", этой частички Бога - развить до неимоверных пределов, возможных в этом мире. И совсем другое дело - идти по пути соблюдения таких-то установлений, таких-то заповедей, такого этого - совсем другое дело.

И одна из основных проблем, которые сформулировал для себя Хуай-Нэн и которые попытался решить, она выглядит таким образом:

Если сознание тащить к просветлению (тащить, подталкивать, способствовать), то для этого нужны какие-то инструменты - вожжи, сковородки, палки, регламенты, колокольчики, тексты, конфеты. Но как только ты его тащишь к просветлению с помощью этого всего, то ты его этим самым закабаляешь. Во какая штука. Коан. Тащить - нужно. Но когда тащишь, ты его, вместо того, чтобы оно стало самостоятельным, ты его делаешь несамостоятельным. Потому что, когда ты его протащил, проучил - все, что сознание может, это опираться на вот эти вот сутры (неважно, читая их каждый день пять раз в слух или просто помня, строя на них все свое мировоззрение). А это не годится. То есть - как же так? Толкая человека к просветлению, к высшей степени свободы, ты своими инструментами, любыми, которые бы ты не применял - ты закрепощаешь это сознание?

И тогда ее решение, как раз, выражается в формуле Чань: особое учение, передача Дхармы, без слов, без текстов, вне, внезнаковая, внезнаковая передача.

Умение проводить границы, умение выпиливать из бесконечного мира ограниченные объемы пространства, внутри которых выстраивать алгоритмы - это направление культивирования, окультуривания сознания. И как любое культивирование, окультуривание - это увеличивает эффективность обучения: бегу, плаванию, копанию, мышлению, то есть выведению из дикой природы в зону, где применяются какие-то методы культурного выращивания.

Процесс входа во Вторую логику - это достаточно длительный процесс, потому что тут нет такого, что нужно прочитать такое-то количество текстов, выучить такое-то количество формул, и ты поймешь. Поэтому и тот же Чань - это "особая передача учения, без слов, без текстов".

Для того, чтобы понять эту систему мышления, систему такого выстраивания посылок и следствий, систему такого обрабатывания информации (а выстраивание посылок и следствий это и есть обрабатывание информации: посылка, процесс преобразования, следствие), чтобы перейти в такой способ мышления - недостаточно прочитать такое-то количество текстов, заучить такое-то количество формул, сделать такое-то количество действий. Этого недостаточно и невозможно. Нужно время, чтобы сознание, как некий живой организм, созревало.

ываться, начинаешь свой мир разворачивать, потому что он не соответствует вот этой группе факторов. Но для этого у тебя должен быть инстинкт исследователя, у тебя должен быть ум, желание менять свой мир и смелость его менять. Этим, естественно, по определению, не могут все сознания обладать, ну, по крайней мере - сейчас. А обычно, это вот: все встраиваешь, встраиваешь, встраиваешь… То есть ты всегда будешь видеть только свой мир. Только через свои фильтры. То есть, другими словами - проводить "границы рассмотрения" автоматически. А нужно понять, что существуют границы, в которых ты видишь этот мир, нужно как-то попытаться пощупать эти границы. И раз это границы, которые ты проводишь своим сознанием, то нужно понять, а потом и попробовать это сделать, а потом научиться это делать - это двигать эти границы, изменять, трансформировать, деформировать, то есть понять механизм работы с этими границами, механизмы проведения твоим сознанием этих границ.

И эта логика бесконечно сложнее, чем формальная логика. И эти степени свободы мышления гораздо больше, чем степень свободы в каких-то там ящичках, коробочках. И это же относится к ответственности, к смелости, к требуемым качествам, к стараниям, к силе устремлений, и вот таким вот образом, почти магическим, тогда можно преобразовать свое сознание. Почему "почти магическим"? - Потому что не существует никаких последовательностей шагов: прочитал такие-то тексты, сделал такие-то упражнения, чтобы твое сознание трансформировалось и стало таким. В то же время возможно, в течение какого-то времени, совершая правильные действия - что такое правильное, тут нет последовательности - возможно прийти к тому, что сознание твое измениться, станет таким, "смотрю теперь и не понятно, как же я мог так думать и вообще как я мог видеть именно ту картину?"

В этом смысле Вторая логика или диалектическое мышление - это продукт уже высокоразвитой цивилизации. Продукт такого утонченно-извращенного мышления, когда человек начинает задумываться над чем-то большим, чем поесть, поспать и куда-нибудь сходить. То есть, как только в нем начинают пробиваться начатки самостоятельного мышления (а самостоятельное мышление это и есть философия), как только он начинает смотреть и стараться увидеть суть, смотреть вглубь вещей, явлений и процессов (а это называется "мудрость"), как только он начинает понимать, что мир устроен как пересечение противоположных тенденций и неустойчивости (а это называется "дзен, чань"), то тут же, в этот же момент, ему нужно особое нелинейное мышление, или "диалектическое мышление", или "он должен понять, что такое Вторая логика", должен начать этому учиться,
Добавить комментарий Комментарии: 0









Главная    Статьи    Файлы    Форум    Ссылки    Новости    Фотогалерея    Объявления    Видео    Файлобменник    Гороскоп    Поиск в сети    Радио

Яндекс.Метрика
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.